Ромео и Джульетта (op. 64) — балет Сергея Сергеевича Прокофьева по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Премьера балета состоялась в 1938 г. в Брно (Чехословакия). Широкую известность, однако, получила редакция балета, которая была представлена в Кировском театре в Ленинграде в 1940 г. «Ромео и Джульетта» Прокофьева — один из самых популярных балетов двадцатого столетия.
История
В сотрудничестве с режиссёром Сергеем Радловым и драматургом Адрианом Пиотровским, Прокофьев создал драматическую основу балета и сочинил к нему музыку в 1935 г. Они написали сценарий в четыре акта со счастливым концом, который резко отличался от финала знаменитой шекспировской трагедии. Эта редакция балета, однако, так и не дошла до постановки. В начале 1936 г. «Правда» осудила два произведения Дмитрия Шостаковича в статьях «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». Эти статьи испугали композиторов и изменили творческую атмосферу в сталинском Советском Союзе. Прокофьев и его соавторы изменили сценарий и ввели традиционный трагический конец.
Премьера состоялась только через несколько лет. Изначальный договор с Кировским театром выполнен не был и заказ на балет перешёл к Большому театру, который тоже отменил постановку после компании 1936 г. В конце концов премьера состоялась за границей в декабре 1938 г., в Брно в отсутствие композитора. Балетмейстер Леонид Лавровский поставил советскую премьеру в январе 1940 г.; партию Джульетты танцевала известная балерина Галина Уланова, за что удостоилась Сталинской премии. Несмотря на возражения Прокофьева, Лавровский значительно изменил партитуру балета.
Балет в редакции Лавровского ставился в Москве в 1946 г., в Большом театре. В 1955 г. Мосфильм снял сокращённую киноверсию балета. В фильме показана хореография Лавровского; роль Джульетты исполняет Уланова. Другие балетмейстеры, такие как Джон Кранко (John Kranko) в 1962 г., Кэннэт Макмиллан (Kenneth MacMillan) в 1965 г., и Рудольф Нуриев в 1972 г., со временем создали новые постановки балета.
В июле 2008 г. состоялась премьера изначальной авторской редакции 1935-го года. Премьера прошла на музыкальном фестивале Колледжа Бард (англ. Bard Music Festival) в Нью-Йорке, США. Балетмейстером был Марк Моррис (Mark Morris). Эта постановка возродила состав, драматическую структуру и счастливый конец партитуры Прокофьева, которая раньше была неизвестна. После нью-йоркской премьеры возрождённый балет в рамках гастрольного турне был показан в Беркли, Норфолке, Лондоне и Чикаго.
Структура
Партитура балета была опубликована с исправлениями Ларовского, в трёх действиях с эпилогом и в девяти картинах:
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
1. Вступление
КАРТИНА ПЕРВАЯ
2. Ромео
3. Улица просыпается
4. Утренний танец
5. Ссора
6. Бой
7. Приказ герцога
8. Интерлюдия
КАРТИНА ВТОРАЯ
9. Приготовление к балу (Джульетта и Кормилица)
10. Джульетта-Девочка
11. Съезд гостей (менуэт)
12. Маски
13. Танец рыцарей
14. Вариация Джульетты
15. Меркуцио
16. Мадригал
17. Тибальд узнает Ромео
18. Гавот (Разъезд гостей)
19. Сцена у балкона
20. Вариация Ромео
21. Любовный танец
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
КАРТИНА ТРЕТЬЯ
22. Народный танец
23. Ромео и Меркуцио
24. Танец пяти пар
25. Танец с мандолинами
26. Кормилица
27. Кормилица передает Ромео записку Джульетты
КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ
28. Ромео у патера Лоренцо
29. Джульетта у патера Лоренцо
КАРТИНА ПЯТАЯ
30. Народное веселье продолжается
31. Снова народный праздник
32. Встреча Тибальда с Меркуцио
33. Тибалд бьется с Меркуцио
34. Меркуцио умирает
35. Ромео решает мстить за смерть Меркуцио
36. Финал второго действия
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
КАРТИНА ШЕСТАЯ
37. Вступление
38. Ромео и Джульетта (спальня Джульетты)
39. Прощание перед разлукой
40. Кормилица
41. Джульетта отказывается выйти за Париса
42. Джульетта одна
43. Интерлюдия
44. У Лоренцо
45. Интерлюдия
КАРТИНА ВОСЬМАЯ
46. Снова у Джульетты
47. Джульетта одна
48. Утренняя серенада
49. Танец девушек с лилиями
50. У постели Джульетты
ЭПИЛОГ
КАРТИНА ДЕВЯТАЯ
51. Похороны Джульетты
52. Смерть Джульетты
Взято с Википедии