«Я не люблю пребывать в состоянии,
я люблю быть в движении».
С.С. Прокофьев

(1891 - 1953)

С.С. Прокофьев - это наша национальная гордость. Он давно признан классиком ХХ века. Его музыка исполняется очень часто на концертах, передается по радио и телевидению. Прокофьевские балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», оперы «Любовь к трем апельсинам», «Игрок», «Огненный ангел», «Семен Котко», «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке», сказки для детей «Гадкий утенок», «Петя и волк», различные симфонические произведения и многое другое - все это говорит о широчайших интересах композитора.
Сам С. Прокофьев вспоминал в автобиографической повести «Детство», что сочинять музыку он начал очень рано. Уже в 5 лет он написал маленькую фортепианную пьеску под названием «Индийский галоп». А в 9 лет Сережа впервые попал в оперный театр и просто «заболел» им (услышал оперы «Фауст» Ш. Гуно и «Князь Игорь» А.П. Бородина, побывал на балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского). Вернувшись в родную Сонцовку (Екатеринославской губернии) он начал писать оперу «Великан» на собственный сюжет: Великан хотел поймать девочку Устинью, а Сергеев (сам Сережа) и Егоров (приятель Сережи Егорка) ее защищали.

Зимой 1902 года Сережу Прокофьева повезли в Москву к Сергею Ивановичу Танееву - выдающемуся композитору, профессору Московской консерватории. Танеев посоветовал начать серьезные занятия по музыке. По его рекомендации летом в Сонцовку приехал молодой музыкант, будущий известный композитор, автор балетов «Красный цветок», «Медный всадник», Рейнгольд Морицевич Глиэр. Под его руководством вскоре Сережа начал писать симфонию и оперу «Пир во время чумы» по знаменитой маленькой трагедии А.С. Пушкина.
Уже в детстве Прокофьев обнаружил редкую широту интересов: сильнейшим увлечением на всю жизнь стал театр; очень любил литературу, шахматы; любопытно детское увлечение железной дорогой, быстрым и точным движением.
В 1904 году по совету А.К. Глазунова Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию. Вступительный экзамен прошел блестяще. Приемная комиссия была восхищена способностями мальчика, а также «солидным» грузом сочинений, который принес с собой тринадцатилетний композитор. «Я вошел,- рассказывает сам Прокофьев, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. «Это мне нравится!» – сказал Римский-Корсаков, который вел экзамен».
Прокофьев учится у замечательных русских музыкантов: Анатолия Константиновича Лядова (гармония, контрапункт), Николая Андреевича Римского-Корсакова (инструментовка). В 1909 году Прокофьев закончил консерваторию по классу композиции, а пятью годами позже - как пианист по классу знаменитой русской пианистки А.Н. Есиповой. На выпускном экзамене он играл свой первый фортепианный концерт. Не все сразу поняли и приняли это произведение. Отдельные критики называли его «футбольным», «варварским» и предлагали надеть на автора «смирительную рубашку».
Со времени исполнения первого концерта начинается громкая известность Прокофьева. Он постоянно выступает публично, играет свои новые произведения, почти всегда вызывающие бурные споры. Так проходят исполнения второго концерта и симфонической «Скифской сюиты».
В 1917 г. в Петрограде Прокофьев знакомится с Маяковским. Композитор был восхищен стихами поэта, равно как поэт был восхищен сочинениями композитора. При всем их различии у них оказалось много общего: оба отстаивали искусство деятельное, порой намеренно резкое и обжигающе солнечное; оба восстали против искусства изнеженного, привычно «красивого», расслабленного.
В 1914 году Прокофьев сочиняет музыкальную сказку «Гадкий утенок» по сказке Г.Х. Андерсена. Произведение предназначено для одного голоса в сопровождении фортепиано.
В 1916 - 1917 годах Прокофьев работал над своей «Классической симфонией», ставшей симфонией № 1, симфонией жизнерадостной и очень остроумной. В симфонии чувствуется близость музыки Прокофьева ясному стилю классиков XVIII века. Она проявляется и в общем характере музыки, и в ритмической ее четкости, и в некоторых типичных оборотах. Но, вместе с тем, в острых изгибах мелодии, неожиданных гармонических сопоставлениях ощущается самобытный прокофьевский стиль.
Тогда же композитор закончил цикл из двадцати крошечных фортепианных пьес под названием «Мимолетности». Название цикла возникло под впечатлением стихотворения К. Бальмонта:
«В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры».
Каждая из пьес представляет собой какой-нибудь характерный для музыки Прокофьева образ или сценку: лирическую с оттенком сказочности (№ 1, 8, 16), юмористическую (№ 10), бурно драматическую (№ 14, 19) и т.д.
В 1918 г., получив разрешение от Наркома просвещения А.В. Луначарского, Прокофьев выехал за границу на несколько месяцев для гастролей. Эти «несколько месяцев» затянулись на пятнадцать лет. (1918 - 1933). За эти годы Прокофьев объездил весь мир: был в Японии, Соединенных штатах, на Кубе, но дольше всего он был во Франции. Встречался со многими выдающимися деятелями искусства (композиторами М. Равелем, И. Стравинским, С. Рахманиновым, дирижерами Л. Стоковским и А. Тосканини, киноартистом Чарли Чаплиным и многими другими). Его произведения исполнялись в различных городах мира. Так, в 1921 году в Чикаго состоялась премьера оперы «Любовь к трем апельсинам» по сказке итальянского писателя Карло Гоцци.
Но постепенно Прокофьев начинает все больше ощущать, что отрыв от родной земли пагубно сказывается на его творчестве. Один из французских друзей композитора вспоминает слова, сказанные ему Прокофьевым: «Я должен вернуться. Я должен снова вжиться в атмосферу родной земли... В ушах моих должна звучать русская речь... Здесь я лишаюсь сил».
1933 год. Прокофьев снова в Москве, снова «дома». Он вновь встречается со своими друзьями - Н. Мясковским и Б. Асафьевым. Начинается работа вместе с советскими режиссерами, писателями, балетмейстерами. Одно за другим появляются крупные произведения: балет «Ромео и Джульетта» (1935), музыка к кинофильму «Александр Невский» (1938), опера «Семен Котко» (1939), фортепианные пьесы для начинающих пианистов «Детская музыка» и симфоническая сказка «Петя и волк» и др.

Композитор полон сил, энергии и планов. Писал он фантастически быстро и мог работать сразу над несколькими произведениями. Выступает с исполнением своей музыки как пианист и дирижер, принимает активное участие в работе Союза композиторов, интересуется литературой. В конце 30-х годов начал писать живую и остроумную «Автобиографию». Был отличным шахматистом, с увлечением водил машину, любил танцевать, с наслаждением бывал среди людей. О точности его ходили легенды: если он обещал написать музыку к 12 часам следующего дня, ожидающий ее режиссер мог быть уверен, что заказанные фрагменты будут готовы вовремя.

Балет «Ромео и Джульетта» создан по одноименной трагедии В. Шекспира. До Прокофьева не решались обращаться в балете к шекспировским трагедиям, считая их слишком сложными для этого жанра. А Прокофьев создал произведение, проникнутое духом Шекспира. В балете даны удивительно яркие, характерные портретные зарисовки образов действующих лиц. Герои балета отстаивают свою любовь в борьбе со средневековыми предрассудками, которые охарактеризованы «темой вражды», звучащей в унисоне тромбонов в «Танце рыцарей»,являющемся групповой характеристикой Монтекки и Капулетти, «отцов» семейств. Все образы, кроме образа зла и вражды даны в движении, в развитии, иногда стремительном. Это особенно заметно на примере музыкальной характеристики Джульетты: в начале она предстает беспечной, совсем еще юной, но уже задумывающейся о будущем, девочкой (в начале первого акта), а в конце акта у нее исчезает беспечность; в сцене «У балкона» и в «Любовном танце» - это страстная, горячо любящая женская душа. Не менее стремительно развивается и образ Ромео.
Сочно, с любовью выписаны массовые сцены балета: «Улица просыпается», «Ссора», бал у Капулетти, «Народный танец», сцены дуэли Тибальда и Меркуцио, Тибальда и Ромео...
Один из сильнейших драматургических приемов этого балета – метод острых контрастов: сцена венчания обрамлена сценами народного веселья, «смерть» Джульетты оттенена светлыми, прозрачными звуками «Утренней серенады» и «Танца девушек с лилиями». И все же, несмотря на общую трагическую ноту, балет завершается светлым гимном любви, основанным на третьей теме Джульетты.
В 1939 году из музыки к кинофильму «Александр Невский» Прокофьев создал кантату, состоящую из семи частей. Музыка всех частей точно соответствует содержанию и литературному тексту. Практически, налицо музыкальная живопись, особенно в «симфонических» частях кантаты («Русь под игом монгольским», «Крестоносцы во Пскове», «Ледовое побоище»).
Содержание рисуется музыкой с графической четкостью. Контрастные моменты сменяют друг друга с кинематографической калейдоскопичностью, особенно в «Ледовом побоище», где темы русских и крестоносцев мелькают подобно кадрам на экране.

В годы войны кантата стала очень часто исполняемой, т.к. содержание ее именно в эти годы зазвучало особенно актуально, и в первую очередь четвертая часть - «Вставайте, люди русские!»
«Петя и волк» - это, своего рода, энциклопедия, путеводитель по симфоническому оркестру. Прокофьев показал не только исполнительские возможности каждого инструмента, но и изобразительные способности. Флейта не просто виртуозный инструмент, звучащий в верхнем регистре, это еще и резвая, порхающая и щебечущая птичка. Слегка «гнусавый» по тембру гобой - это переваливающаяся с боку на бок утка. Кларнет, с его вкрадчивым звучанием - это гибкая кошка с мягкими лапками и острыми коготками. Хрипловатый фагот - старый ворчливый дедушка. А волк - это «завывающая» тема сразу у трех валторн.
Каждому персонажу отданы свой инструмент и своя тема. Распределение настолько точное и конкретное, что в финале, когда оркестр звучит полностью, все персонажи легко узнаваемы.
Тема сказки продолжена композитором и в балете. В «Золушке» (1944 г.) Прокофьев воспевает внутреннюю человеческую красоту, осуждая показной блеск, скрывающий душевное уродство.
Образ Золушки связан с певучими, нежными мелодиями: «обиженная» тема Золушки, «чистая и мечтательная» тема, тема Золушки «влюбленной и счастливой».
Музыкальные характеристики Мачехи и сестер, в противоположность Золушке, решены в совершенно ином ключе: мелкие колюче-хроматические мотивы, острые «стучащие» ритмы.
Образ Принца - насмешливый, дерзкий, энергичный. Выход Принца пугает придворных: он стремительно бежит по залу, нарушая придворный этикет, и со всего размаха бросается на трон, как в седло. В поисках Золушки Принц сам принимает участие (в отличие от сказки), и музыка «поисков» похожа на движение поезда (сначала «раскачивающиеся» аккорды, а потом ускорение движения до стремительного бега).
До работы над «Золушкой» С. Прокофьев редко обращался к вальсу. Но в этом балете звезды несут Золушку на бал под музыку вальса, который называют по-разному: «Звездный» вальс или Вальс «навстречу счастью»; «Большой вальс» звучит на балу после появления Золушки-принцессы; третий вальс завершает балет - это лирический «счастливый», «Медленный вальс» - «Конец сказки».
Сюжетная линия русской истории, начатая кантатой «Александр Невский», была продолжена С. Прокофьевым его Пятой симфонией, музыкой к кинофильму «Иван Грозный», операми «Семен Котко» и «Война и мир».
Во время совместной работы с кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном над фильмом «Иван Грозный», С. Прокофьев писал музыкальные портреты персонажей в гармоничном единстве с теми зрительными образами, которые создавались на экране выдающимися актерами: Н. Черкасовым, М. Жаровым, П. Кадочниковым и др. Кроме оркестровых номеров фильме звучат и несколько песен. Это: величавая «Океан-море», зловещая «Про бобра», хоровая молодецкая «Песня опричников», которые производят неизгладимое впечатление как своей мелодичностью, так и характерностью музыкальных образов.
Художественная сила музыки к этому фильму столь велика, что на ее основе позднее был создан балет «Иван Грозный», который вот уже много лет пользуется неизменным успехом.

Последние восемь лет своей жизни Прокофьев тяжело болел. Врачи запрещали ему работать, «разве что иногда, и не более одного часа в сутки». Это возмущало композитора. «Неужели врачи не понимают, что мне легче записать мелодию, чем держать ее в голове?» – говорил он, и писал тайком. Именно в таких условиях С. Прокофьев пишет все свои последние сочинения. Среди них:
опера «Повесть о настоящем человеке» (по Б. Полевому),
балет «Сказ о каменном цветке» (по П. Бажову),
оратория «На страже мира» (на сл. С. Маршака),
концерт-симфония для виолончели с оркестром,
сюита «Зимний костер» для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра на стихи С.Маршака.
Седьмая симфония и некоторые другие, которые, к сожалению, так и остались незавершенными.

И совершенно фантастическое совпадение!
Умер великий композитор в один день со Сталиным. Их похороны происходили в один и тот же день. Проводить в последний путь Прокофьева пришли только несколько самых близких людей. Что бы достать цветы на могилу, люди покупали их "для Сталина", так как иначе они не могли приобрести ни одного цветка...

Взято отсюда: http://gloss.ua/story/7548